Направления советской музыки
Прислано admin на Май 07 2008 16:10:44

Наиболее значительными композиторами были Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян. В творчестве Xачатуряна были претворены традиции мирового и национального музыкального искусства.

Его музыка обогатила современную композиторскую школу новыми образами, стилевыми элементами, средствами музыкальной выразительности. Xачатурян был мастером оркестрового колорита. Мировую известность композитору принесли концерты с оркестром - для фортепьяно (1936), для скрипки (1940) и для виолончели (1946), балеты «Гаянэ» - первое национальное музыкально-сценическое произведение в этом жанре, а также «Спартак» - одна из вершин советского балета. Крупным достижением стала 2-я симфония, написанная 1943 году, посвященная событиям Великой Отечественной войны.

Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Шостаковича стало классикой советской и мировой музыкальной культуры 20 века. Особенно велико значение Шостаковича - симфониста. В его 15 симфониях воплощены глубокие философские концепции, сложный мир человеческих переживаний, острые, трагические конфликты, звучит голос художника-гуманиста, борца против зла и социальной несправедливости.

Продолжая лучшие традиции русской и зарубежной музыки (И. С. Бах, Л. Бетховен, Б. Малер, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский), Шостакович создал свой неповторимо-индивидуальный стиль, черты которого (динамика развития, тонкая лирика, нередко окрашенная юмором или иронией) проявились уже в 1-йсимфонии (1925), принёсшей известность композитору.

Шостакович написал музыку ко многим советским фильмам, используя городской фольклор и рабочие революционные массовые песни - «Златые горы», 1931; «Встречный», 1932; трилогия о Максиме, 1935-39; «Человек с ружьем», 1938; «Молодая гвардия», 1948; «Овод», 1955), музыке более поздних кино-фильмов характерна большим симфонизмом развития («Гамлет», 1964; «Король Лир», 1971).

Не смотря на все запреты, невероятно популярное направление Джаз было открыто советской публике в 20-е годы ансамблем Валентина Парнаха. Но первые джазовые (или "джазоподобные") грамзаписи появились только в 1926 году, поскольку большинство джазовых коллективов 20-х годов остались незаписанными. Поначалу ансамбли только воспроизводили американские и немецкие образцы танцевальной музыки, но затем появились и самостоятельные попытки создавать джазовые произведения. К концу тридцатых годов уже более трети записей содержали произведения советских авторов.

Во многом джаз в СССР был явлением независимым, так как имелись определенные трудности в контактах с западными, особенно американскими джазменами и обучение музыкантов шло в основном по пластинкам. Вторая важная черта самобытности советского джаза - связь его с театром и песней, которая была подготовлена всем ходом русской легкой музыки, где господствовали водевиль и вокальное искусство. Лишь немногие ансамбли (например, септет Александра Варламова) отклонялись от этого направления, играя чисто джазовую музыку.

Певец Леонид Утёсов и его ансамбль способствовали широкой популяризации джаза. Среди наиболее значительных исполнителей джаза в СССР были Эдди Рознер, Олег Лундстрем и другие. В конце 40-начале 50-х гг во время борьбы с космополитизмом джаз в советской пропаганде получил ярлык буржуазной музыки. Многие коллективы были распущены в приказном порядке, а оставшиеся избегали определения как джаз-банды.

В СССР, как и во многих странах, отношение к джазу было неоднозначным. Пролетарский писатель Максим Горький заклеймил джаз в статье "О музыке толстых", опубликованной в 1928 году в газете "Правда", а уж количество грязи, вылитой на головы отечественных джазовых исполнителей Российской ассоциацией пролетарских музыкантов (РАПМ), и вовсе было не счесть. Однако джаз выжил и не сломался.

Одним из направлений в джазовой музыке стал Фанк, который просочился на советскую эстраду в середине 1960-х. Многие советские ВИА использовали этот стиль с самого своего основания. Это направление для советской попсы стало потрясающим приобретением - расхлябанные ритмы музыки трансформировали как структуру текста, так и манеру исполнения, сделав фанк самым откровенным и даже эротичным стилем. Пример грамотной работы в этом направлении - песни и инструментальный пьесы ленинградца Анатолия Кальварского.

Так же следует отметить выдающегося пианиста Александра Тартаковского. В 1950-60-х он выступал с джазовым трио, а в начале 1970-х собрал инструментальный ансамбль, игравший джаз-рок, а позже ставшим ВИА "Акварели". К джаз-року пытался перейти и литовский музыкант Юозас Тишкус, работавший ранее в направлениях cool-jazz & easy listening. Из киевского джаз-оркестра "Днiпро" в Ленинград перебрался Игорь Петренко. В 1970-х он работал со многими коллективами, в том числе с ВИА "Добры молодцы" в начале их пути, а к концу десятилетия собрал собственный проект - "оркестр и вокальная группа "Диско".

К началу 1980-х в СССР фанк, как и во всем мире, полностью трансформировался в стиль диско. Одной из значимых вех этого движения был альбом "Мы любим диско" ВИА "Здравствуй, песня", откуда позаимствован трек, носивший в русском переводе скромное название "Колдунья".

Само направление ВИА (Вокально-инструментальные ансамбли) возникло в СССР в конце 60-х годов. ВИА представляли собой официальные коллективы из профессиональных музыкантов, исполнявших утвержденный репертуар, часто писавшийся профессиональными композиорами и поэтами (Александра Пахмутова, Раймонд Паулс и др.) Эра ВИА началась с песни Юрия Антонова «Для меня нет тебя прекрасней». Услышав ее, молодые люди в СССР начали брать в руки гитары. Он написал эту легендарную песню, когда работал в «Поющих гитарах». Потом появились «Веселые ребята» и «Песняры», которые стали явлением и приобрели огромную популярность.

Самыми известными ВИА были - "Песняры", "Земляне", Стас Намин и "Цветы", Юрий Антонов и "Аракс", "Самоцветы". Их музыка, выработавшая особый советский стиль, представляла собой смесь фолка, диско, рок-музыки и других жанров с использованием большого количества различных инструментов, таких как народные инструменты, синтезаторы-«расчески» и другие. Официальным монополистом выпускавшим их записи была рекорд-компания "Мелодия".

В середине 20 века возникла авторская или бардовская музыка - движение зародившееся из исполнителей любительских песен студентов, геологов и туристов. Песни бардов исполнялись под акустическую гитару, как правило без привлечения других инструментов. Большое внимание в авторской песне уделялось тексту, эти песни отличала смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст, напевность, естественность, мелодичность и настроение доверительного общения, камерность исполнения, идеалистическая и либеральная направленность.

Широкое распространение бардовские песни получили с появлением магнитофона, в середине 1950-х годов. Классиками жанра, заслужившими всенародную любовь стали - Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, А. Галич, В. Туриянский, В. Берковский, А. Городницкий. В 80-х и 90-х к ним добавились М. Щербаков и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»).