Главная · Статьи Сентябрь 20 2021 02:24:31
Навигация
Главная
Статьи
Немного истории
Ностальгия. Воспоминания. Мнения
Экономика и валюта
Музыка
Кино
Школа
Автомобили советской эпохи
Обратная связь
Фото галерея
Поиск
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 33
Посетитель: admin

Машины для народа

В апреле 1939 г. часть специалистов НАТИ ГАЗа перебазировалась на завод КИМ - Коммунистического Интернационала Молодежи, образовав там под руководством Островцева конструкторский отдел.

Все крупные штамповки и литье для выпуска малолитражек КИМ-10 должен был поставлять ГАЗ, рессоры и рамы - ЗИС, комплектующие изделия - 42 предприятия-смежника, остальное предстояло делать на самом КИМе. В соответствии с планом в 1941 г. ему предстояло выйти на проектную мощность 50 тыс. машин в год. Таким образом, намечался реальный шаг по развитию массового производства легковых автомобилей индивидуального пользования.

Первые опытные образцы КИМ-10 были собраны 25 апреля 1940 г. Три машины новой модели прошли по Красной площади во время первомайской демонстрации. Однако осенью того же года произошло событие, от которого некоторым руководителям стало очень не по себе. 1 октября 1940 г. на заводе приехал корреспондент газеты «Известия». Он не взял официального интервью у директора завода Кузнецова и сделал слишком поспешные выводы. Торопясь, он на другой день сдал статью в печать о начале регулярного выпуска малолитражек и поместил снимок КИМ-10. Эта статья была ошибочной, не отражала реальное положение дел и не была согласована с директором завода Кузнецовым и с недавно назначенным наркомом среднего машиностроения Лихачевым.

Изучив газеты и узнав об этом событии, Сталин конечно потребовал, чтобы первую сошедшую с конвейера машину привезли в Кремль и показали ему. В соответствии со сложившейся традицией показ происходил до начала серийного производства, а не после. Это удручающее обстоятельство, и помимо этого задержка с отправкой машины в Кремль из-за технических неполадок стали причиной недовольства Сталина. Увидев машину, он нашел в конструкции целый ряд недостатков и поставил вопрос о неправильном выборе типа машины. В результате Лихачева сняли с должности наркома и вернули директором на ЗИС, а Кузнецов попал под суд «за введение в заблуждение советской общественности».

До второй мировой войны автомобили в СССР в частное пользование гражданам не продавались. В 20-е и 30-е гг. коммунистическая административно-командная система предусматривала только распределение материальных благ. Свободная торговля считалась «пережитком капитализма». Чтобы получить машину, надо было либо совершить подвиг, либо сделать еще что-либо выдающееся. Автомобилем награждали героев (легендарных летчиков и полярников, известных всей стране ударников производства и стахановцев), а также крупных артистов и писателей. Остальные должны были ездить на трамвае. Общее количество автовладельцев исчислялось сотнями на весь Советский Союз.

Завод КИМ, построенный еще до войны, приступил в 1947 г. к выпуску автомобилей «Москвич-400», причем тоже на трофейном оборудовании заводов «Опель». Часть «Побед» и представительских ЗИМов, а также почти все «Москвичи» стали поступать в открытую продажу. 26 августа 1945 г. постановлением правительства Московский завод КИМ был переименован в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Этим же постановлением утверждалась техническая характеристика автомобиля и назначался срок начала производства - январь 1947 г.

В 1948 г. завод приступил к созданию автомобилей на экспорт. За границей советский «Опель» оценили как более крепкий и надежный, чем немецкий. В 1949 г. с целью экономии стального листа завод освоил производство автомобиля с кузовом кабриолет модели «420-А». Возросший спрос на легковые автомобили не мог быть удовлетворен усилиями существующих заводов. Для увеличения выпуска автомашин было принято решение о строительстве нового завода. Так, в Ижевске в рамках производственного объединения «Ижмаш» был построен автомобильный завод, который с 1966 г. начал сборку «Москви-чей-408» из комплектов деталей, поступающих с АЗЛК.

С начала 50-х гг. в СССР можно было свободно купить автомобиль. «Москвич-400», ГАЗ-М20 «Победа» и ГАЗ-12 ЗИМ стоили соответственно 9 000,16 000 и 40 000 рублей. В то время зарплата квалифицированного рабочего или среднего инженера составляла от пятисот до тысячи рублей в месяц. Представителям технической, творческой и управленческой элиты жилось в то время значительно лучше. Их доходы в десятки раз превышали средний уровень. Именно эти привилегированные советские граждане и начали первыми осваивать науку вождения. Помимо этого у них была еще привилегия - поставить металлический гараж возле дома.

В этот же период, в середине 50-х гг. число желающих приобрести собственный автомобиль стало стремительно расти. Поскольку цены на машины повышать не полагалось, стоимость автомобиля повышалась лишь при появлении новой модели, но при этом цены повышались резко и на много, скачкообразно - сразу в два-три раза. Например, в 1956 -1957 гг. при смене устаревшего 401-го «Москвича» на 402-й, а чуть позже на 407-й, цена машины поднялась сначала до 16, а позже до 24 тыс; 21-я «Волга», сменив «Победу», подорожала до 40 тыс. рублей.

В середине шестидесятых годов, вопрос о строительстве новых автозаводов стал ребром, поскольку слишком скромную отечественную автомобильную модельную гамму дополнила лишь небольшая стайка «микролитражных» «Запорожцев». Ведь в 1964 г. в продажу поступало всего около ста тысяч легковушек ежегодно, а требовалось не менее миллиона. Было принято решение расширить московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) и построить такой же в Ижевске. Главной новостью тех лет стало возведение автогиганта в Тольятти, рассчитанного на ежегодный выпуск 660 тыс. машин.

Выбор будущей модели был непростым и мучительным. Решение приобрести технологию под «ключ» у ФИАТа было обосновано и предложенной итальянцами ценой, и политическими мотивами. Еще одним мотивом было то, что модель, которая в 1966 г. завоевала титул «Автомобиль года», - «ФИАТ-124» по тому времени была на редкость современна и проста. Не случайно ее выпуск в десятке стран мира продолжался еще лет пятнадцать.

Первую очередь ВАЗа в правительстве страны торопились пустить в апреле 1970 г. - к столетию со дня рождения В.И. Ленина. Но, несмотря на все усилия строителей и монтажников, советские газеты только 9 сентября 1970 г. смогли сообщить долгожданную весть о том, что с конвейера Волжского автозавода сошли первые малолитражки. Автомобиль получил торговое наименование «Жигули», но это чисто русское слово оказалось с коммерческой точки зрения не идеальным - на ряде иностранных языков оно звучало неблагозвучно. Поэтому «ВАЗ-2101» и другим моделям завода, предназначенным на экспорт, присвоили другое официальное название - «Лада».

Гость
Имя

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Мини-чат
Вам необходимо залогиниться.

Нет присланных сообщений.