Главная · Статьи Сентябрь 20 2021 02:44:37
Навигация
Главная
Статьи
Немного истории
Ностальгия. Воспоминания. Мнения
Экономика и валюта
Музыка
Кино
Школа
Автомобили советской эпохи
Обратная связь
Фото галерея
Поиск
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 33
Посетитель: admin

Уроки в советской школе

Некоторыми учеными советская система всеобщего среднего образования была признана одной из лучших в мире. Одним из них был С.Г.Кара-Мурза писавший, что советская школа, выросшая из традиционной европейской, некогда богословской «университетской» школы, давала именно универсальное и логическое образование, в то время как на Западе всё более широко развивалась Мозаичная культура, подпитываемая системой двух разных типов школ - "школ для элиты" и "школ для народа".

В обычной общеобразовательной школе иностранные языки начинали преподаваться с пятого класса. Обычно классы делились на три группы по языкам - английский, немецкий, французкий. Больше всего учащихся попадало в группу английского. Если не считать языковые спецшколы, в общеобразовательной школеу иностранному языку учили довольно плохо. Большинство учителей не владели хорошим произношением, и сами практически не имели опыта общения с носителями языка, что было очень важно для качественного преподавания.

Вместо навыков разговорной речи, в ущерб ей, большое внимание уделялось формальной грамматике. Стандартные уроки были наполнены идеологическими темами про комсомол, коммунистическую партию. Поскольку от носителей языка, преподавание было оторвано, учебники составлялись соответственно искусственными или вычурными фразами, неприменимыми в реальной жизни, например: «Елена Стогова энд хё фамили из э гуд пипл, зей а коммунистс».

Набор стандартных фраз начинал каждый урок - кто сегодня дежурный, какое сегодня число, кто отсутствует. Большинство этих фраз заучивались учениками фонетически до полной потери смысла, по примеру:- Хуизондьютитудей?- Айэмондьютитудей!

В начале 90-х годов прошел слух, что программы иностранных языков в общеобразовательной школе составлялись под вердиктом КГБ – необходимо выпускать людей, неспособных непосредственно общаться с иностранцами - носителями языка. Неизвестно было ли такое указание на само деле, но результат соответствовал полностью.

С начальных классов школьники начинали изучать "Природоведение". В современных школах его заменил курс Экологии. На природоведении изучались основы биологии, зоологии, географии и химии. На природоведении детям рассказывали общие сведения - об изменениях в природе, о различных животных и растениях. Иногда, для наглядности, школьников выводили на прогулку в близлежащий лес или парк, где они собирали опавшие листья, слушали пение птиц, рассматривали животных, прибивали к деревьям самодельные кормушки и скворечники.

Самой трудной и не очень приятной для школьников и потому запоминающейся частью предмета был «Дневник наблюдений». Ежедневно ученики обязаны были вносить в него данные о погоде: ветер, температура, облачность, осадки. И раз в месяц дневник надо было давать на проверку учителю. Но дети конечно постоянно забывали о необходимости регулярно вести записи, каждый день это делать было просто лень, и потому накануне проверки начинались трудности. Зачастую это были, в первую очередь, трудности для родителей.

Бегая по всему дому ребенок пытался узнать, когда и сколько градусов показывал термометр, к авральному заполнению дневника иногда даже привлекались коллеги родителей по работе, а также всевозможные родственники с хорошей памятью на погодные условия. Менее ответственные ученики, не узнавая более-менее точные данные, вписывали показания в дневник «от балды». Находились и самые отъявленные «пофигисты», которые перед самой проверкой ходили по классу и просили у кого-нибудь списать. Конечно не хотели давать списывать те, кто честно, каждый день заполнял свой дневник.

По природоведению давалось также непростое задание на все лето - необходимо было собрать гербарий. К этому процессу часто подключались родители, многие его и контролировали. Редкие и обыкновенные растения, собирались на дачах, загородных поездках, а потом аккуратно вкладывались на сушку в тома классиков марксизма-ленинизма и ждали осени.

Школьная физкультура, которую дети всегда называли "физра", была любима многими школьниками. Это была возможность отдохнуть от скучных парт. Обычно занятия проходили в высоком спортзале, гораздо реже, в обустроеных школах - в бассейне, летом чаще всего на улице. Урок в зале включал в себя упражнения для пресса, лазание по канату, на брусьях, прыжки через «козла», которые были самым интересным упражнением в зале, иногда травматичным. Уроки физкультуры иногда были сдвоенными, если в расписании они ставились подряд, в этом случае вторая часть урока посвящалась командным играм – пионерболу, футболу или волейболу.

На урок "физры" нужно обязательно было являться в форме. Летом это были темны трусы и белая майка, зимой плотный костюм, который в советские времена достать было не просто. Без формы учитель мог просто не пустить на урок, если позволялось, забывшему можно было бежать за ней домой, либо в журнале появлялся прогул. Ученики, не любившие физкультуру, мечтали получить заветную справку, освобождавшую от занятий на целый год по состоянию здоровья. Большинство детей таких учеников не понимало - ведь физра была одним из простых и любимых уроков.

Самым простым предметом и любимым большинством школьников, безусловно были "Труды". С 4-го класса мальчики отправлялись в класс-мастерскую вытачивать металлические детальки на станках и мастерить табуретки и тумбочки, а девочки шили ночные рубашки, фартуки, жарили пирожки и варили супы. Кулинарные занятия девчонок вызывали интерес у вечно голодных мальчиков класса, которым хотелось попробовать блюда. Не всегда они получались удачными.

Гость
Имя

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Мини-чат
Вам необходимо залогиниться.

Нет присланных сообщений.