Главная · Статьи Сентябрь 20 2021 01:27:59
Навигация
Главная
Статьи
Немного истории
Ностальгия. Воспоминания. Мнения
Экономика и валюта
Музыка
Кино
Школа
Автомобили советской эпохи
Обратная связь
Фото галерея
Поиск
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 33
Посетитель: admin

Рок, рожденный в СССР

И нет сейчас более решительных сторонников социальной справедливости, идеалов свободы и раскрепощения человека, чем любители и исполнители рока. Они смело бросают вызов ценностям, кажущимся им ложными, заставляя внутренне содрогаться мещан, бюрократов, реакционеров. Поэтому далеко не случайно, что уже при появлении первых рок-ансамблей за рубежом и у нас на них тут же обрушилась вся мещанская и продажная пресса старого и нового света.

Советский рок, как и другие виды искусства, не укладывавшиеся в рамки официальных установок, с самого возникновения жестоко подавлялся, ибо рок, по образному выражению рок-певца Юрия Шевчука - это "боль, беда, правда, любовь и жизнь целого поколения нашей молодежи". В этом и лежит основная причина той необъявленной войны правоохранительных организаций, учреждений культуры и органов власти с этой музыкой и шире - с рок-культурой, включая и ее особую поэтику.

Сравнительно с общемировой картиной, первые рок-группы появились в Советском Союзе, поздно - во второй половине 60-х годов. Годом начала рок-н-ролла в Советском Союзе можно считать 1957 - когда проводился Всемирный фестиваль молодежи и студентов. На началах возникновения рок-музыка существовала в СССР полуподпольно, преимущественно оставаясь эстетическим десертом продвинутых музыкальных гурманов, наладивших личные контакты с Западом и имевших возможность получать пластинки американского ритм-энд-блюза и британского «биг-бита» – главным образом «Битлз» и «Роллинг стоунз».

В 1950 годах, когда повальное увлечение новой музыкой только набирало обороты, рок-н-ролл поливали грязью и в СССР, и в Европе, и даже на его родине в Америке. В неполиткорректных тогда Соединенных Штатах рок-н-ролл клеймили как «песни грязных ниггеров», в СССР же он удостоился титула «похабной музыки загнивающего капитализма».

Сегодня рок-н-роллом принято называть все что угодно и при этом ничего конкретно. В 1950-х этим словом именовали некую смесь блюза и кантри, не похожую при этом ни на то, ни на другое. Днем его рождения можно смело назвать 12 апреля 1954 года, когда (ровно за семь лет до первого полета человека в космос) исполнитель песенок кантри Билл Хейли и его группа с пророческим названием «Кометы» записали композицию, ставшую Марсельезой рок-н-ролла - Rock Around The Clock, то есть «Рок на все времена».

Первые в бит-группы СССР, в сущности первые рок-ансамбли, появились в середине 60-х, это были «Странники», «Славяне», «Мифы», ленинградские «Лесные братья», «Скоморохи» в Москве, минские «Песняры». Их репертуар первоначально полностью состоял из самых популярных на тот период времени англо-американских хитов. Ничего предосудительного в этом не было.

Наши рок-ансамбли проходили вполне закономерный и естественный процесс постижения азов рок-музыки, без чего было невозможно дальнейшее движение вперед, к самоопределению. Ведь с прямого копирования когда-то начинался также, например, путь оперы и балета в России. Поэтому сложно согласиться с теми критиками, которые на основании первоначального копиизма, затянувшегося для некоторых доныне, считают рок чуждым русской национальной культуре.

Рок-музыка была вездесуща, она проникала в СССР по каналам культурного обмена из «братских стран» социализма (например, большой популярностью пользовались польские «Скальды»). Проникая все дальше рок-музыка к концу 60-х приобреал повальный характер, в школах и вузах начинают создаваться настоящие рок-группы, по аналогии с битлами по преимуществу квартетов: три гитары и ударные.

Первый в истории СССР рок-фестиваль, невероятный успех на котором был у московских «Скоморохов» во главе с Александром Градским и челябинского «Ариэля», прошел в 1971 году в Горьком. Александр Градский был одним из первых, кто попытался доказать, что мелодика русского народного стихосложения и ритмическая гибкость протяжной песни не противоречат лексике рока. В своем творчестве он использовал опыт совмещения славянского языка с рок-формой у польских рок-музыкантов - "Небески черных", Чеслава Немена, а также у группы польских студентов в Москве - "Тараканы".

В составе последних, в первой живой рок-группе в Москве, Градский впервые начал выступать как рок-певец. Ему же принадлежит заслуга в том, что он впервые переложил на рок-музыку высокую поэзию - Шекспира, Пастернака, Саши Черного и т. п. Заслуживают упоминания также опыты Градского по использованию в своих рок-песнях мотивов русского фольклора (песни "Скоморохи" и "Птицеферма", написанные еще во второй половине 60-х годов).

На совесткой эстраде во времена первого рок-фестиваля, рок-н-ролл был представлен коммерческой разновидностью - твистом, ярким примером служат песни "Черный кот" группы "Браво", "Королева красоты" и чуть позже "Где-то на белом свете" из кинофильма Кавказская пленница). На протяжении всех 70-х, во время правления Брежнева, рок оставался маргинальной, подпольной музыкой, так же как и творчество бардов - Окуджавы, Высоцкого, Кима и Галича.

Публичные выступления рокеров не знали больших официальных концертных залов, давались полуподпольные квартирные концерты - "квартирники", в актовых залах вузов. На таких полузапретных концертов приобретали популярность звезды того времени «Цветы», «Аракс», «Високосное лето» и пр.

В 70-е годы получило развитие явление «магнитиздат», представлявший собой сеть изготовления и распространения записанных в кустарных условиях «мастер-копий» самодеятельных ансамблей. Распространяяся среди множества фанатов "магнитоальбомы" дали быстрое развитие русскому року, придав ему неповторимые черты. Магнитиздат обусловил равнодушное отношение русских рокеров к сложным акустическим экспериментам.

Поскольку рок-музыканты долгое время были лишенны возможности пользоваться высококачественными инструментами и новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования, они выработали у себя и у слушателей привычку к своеобразному музыкальному минимализму. Гитара и незатейливый «бит» ударных – к этому сводилась вся акустическая палитра русского рока, изначально больше внимания уделявшего словесному ряду.

Поэтому песни ведущих рок-исполнителей, от Макаревича, Гребенщикова и Цоя до Бутусова-Кормильцева и Шевчука, – это прежде всего стихи напряженного социально-критического и эмоциально-моралистического содержания. Акустические опыты, например, «Аквариума» (введение струнных и духовых инструментов, не характерных для рока) казались неслыханно дерзкими экспериментами.

В конце 70-х годов технический прогресс делает новый рывок, появляются и становятся более доступными даже в нашей стране более совершенные многоканальные магнитофоны, которые могли выполнять роль студий звукозаписи. Вслед за ними произошел также качественный скачок в рок-поэзии, так как с улучшением качества звучания вокал и сам текст песен получали в роке гораздо большую смысловую нагрузку, чем раньше.

Появляется целая культура магнитофонной музыки, у истоков которой стоит легендарный Андрей Тропилло, выпустивший все первые альбомы "Аквариума", рок-бард Юрий Морозов. Ленинградцам мы обязаны также и резким поворотом во всей рок-эстетике. Впервые в нашей стране "Аквариум" заиграл "новую волну", которая явилась не просто новым стилем, а принципиально новой моделью молодежной культуры. Именно тексты "новой волны" из "Аквариума" смогли приблизиться к настоящей поэзии и достойны именоваться поэзией как таковой.

Состоявшие в Москве в 1980 году Олимпийские игры, по примеру московского Фестиваля молодежи и студентов, стали сильным ускорителем законности рок-музыки, в глазах власти. В 1982 году в Ленинграде было образовано первое официальное в СССР любительское объединение музыкантов – рок-клуб, в который вошли «Аквариум», «Автоматические удовлетворители», «Зоопарк», «Тамбурин», «Мифы», «Санкт-Петербург» и другие. А позже в Москве, при Доме культуры имени Горбунова («Горбушка») была создана «рок-лаборатория».

Основные направления в русском роке определилис как раз в это время к лирическому фолк-рок относились "Машина времени" и "Чайф", «тяжелый металл» играли "Ария", "Черный обелиск", "Черный кофе", "Август". Классический рок-н-ролл исполняли "Зоопарк", позднее "Браво", панк-рок - "Автоматические удовлетворители", жесткая «новая волна» - "Телевизор", джаз-рок - "Арсенал". Возникли группы, использовавшие элементы постмодернистского стеба («Крематорий», «Звуки Му») и соц-арта («АВИА», «Бригада С», «Аукцыон»).

Группами с просторов большой страны, приобретшими популярность стали уральские - "Урфин Джюс", "Наутилус Помпилиус" "Чайф", "Настя" и близким к ним уфимским "ДДТ", сибирский рок - "Калинов мост", позже владивостокский - "Мумий Тролль".

Гость
Имя

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Мини-чат
Вам необходимо залогиниться.

Нет присланных сообщений.