Главная · Статьи Сентябрь 20 2021 01:57:10
Навигация
Главная
Статьи
Немного истории
Ностальгия. Воспоминания. Мнения
Экономика и валюта
Музыка
Кино
Школа
Автомобили советской эпохи
Обратная связь
Фото галерея
Поиск
Сейчас на сайте
Гостей: 3
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 33
Посетитель: admin

Советское телевизионное кино

С середины 1950-х гг. общий объем вещания в стране постоянно и неуклонно увеличивался. Значительно превышая темпы роста объемов других видов передач, увеличивался объем производства и показа телефильмов, которое началось тогда же. Это было продиктовано двумя вескими причинами, главная из которых была экономическая.

В отличие от кинематографа, способного окупить и вернуть вложенные средства, телевидение в СССР было безусловно стопроцентно убыточным. Возвратные механизмы, работавшие в западном вещании, для страны победившего социализма были немыслимы. Абонементную плату за пользование телеприемником отменили в 1961 г. О свободной подписке на те или иные каналы или о прибыли от рекламы и думать не приходилось - смотреть было положено то, что предписывалось, а реклама была никому не нужна и даром.

Включая в состав эфирных программ кинофильмы, телевидение тем самым получало возможность сократить производство собственных передач, а соответственно — и финансовые затраты. Причем весьма ощутимо, так как прокатная плата за использование кинофильмов, а также выплата стоимости копии в случае ее приобретения были очень невысоки. Однако отечественный кинематограф оказался не способен утолить стремительно растущую эфирную "прожорливость" телевидения, а импортные кинофильмы на наш телеэкран попадали с большим трудом и в крайне ограниченном количестве. Именно недостаток фильмов для показа и стал толчком к созданию собственно телефильмов. И хотя телевидение полностью оплачивало их производство, это было выгодно: в дальнейшем телефильм прокатывался многократно - в программах как центрального, так и местного ТВ.

Вторая немаловажная причина активного развития телевизионного кино в СССР - его идеологический потенциал, работающий на систему как впрямую (пропаганда "правильных" ценностей для миллионов зрителей), так и косвенно. Процветание культуры - богатой и многонациональной - всегда было предметом гордости страны Советов. А потому пропаганда идеологии включала в себя и пропаганду искусства. Телевидение же являлось одной из главных идеологических витрин. Мощное телевизионное кино, изобилие "культурно-просветительских" программ и самобытная школа советского телетеатра были ценными экспонатами этой витрины.

Советское вещание, подававшееся высокодуховным с самого начала противопоставлялось "низкопробному" коммерческому телевидению Запада, и достижения советского телевизионного кино были здесь не последним козырем. Показательно, что, несмотря на всю экономическую целесообразность так называемого "мыла" - бесконечных и дешевых сериалов, снимаемых по конвейерному принципу и не претендующих на художественность, - советское телевидение так никогда и не позволило себе его производства, что является его заслугой.

Период становления телевизионного кино в СССР, как и все последующее его существование, теснейшим образом связан с кинематографом - и эстетически, и производственно. Еще в период редких съемок киностудии с охотой выполняли телевизионные заказы, снимая для телеэфира различные концертные номера, чуть позже - фильмы-спектакли и фильмы-концерты. Сложились также и другие виды услуг киностудий телевидению (озвучание, перезапись, обработка пленки, аренда павильонов, комбинированные съемки, тиражирование и т. д.).

В 1950-х - начале 1960-х гг. бытовало убеждение, что телевизионный фильм в силу особенностей его восприятия (в домашней, расслабленной обстановке) должен быть более коротким, чем кинофильм (большинство телефильмов этого периода, чаще всего являвшиеся экранизациями литературной классики, составляли 2-4 части). Позже ситуация изменилась на противоположную - с средины 60-х в СССР началось производство многосерийных телевизионных лент, со многими из которых уже не мог тягаться по длительности ни один кинофильм.

Во многом именно благодаря телевидению в кинематографе, осваивались новые жанры: роман-эпопея, семейная сага. Однако преимущество в этих "видах программы" все же оставалось за телевидением, сама цикличность и программность которого располагала к длинному повествованию с продолжением. И все же главной причиной развития многосерийного телепроизводства опять-таки оказалась экономика, точнее - экономия. Киностудиям все сложнее было производить телефильмы, укладываясь в жесткую смету заказчика и, в то же время, добиваясь их хотя бы частичной окупаемости.

То, что было вполне привычным для телевизионного театра или телевизионной эстрады, такие фильмы как "Следствие ведут знатоки", 1976 - 1989; "Кабачок "13 стульев", независимое, отдельное существование каждой серии, объединенные между собой лишь постоянными героями, телефильм позволял себе лишь в единичных случаях, в основном в литературных экранизациях - "Маленькие трагедии", 1980, Михаила Швейцера, Шерлок Холмс и доктор Ватсон, 1979, и Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона, 1980 -1983, режиссера Игоря Масленникова.

Советская актерская школа, достигшая в 1960-е гг. абсолютного расцвета, бесперебойно поставляла телевидению великолепный "материал". Отечественный телефильм оказался благодатнейшей почвой для появления бессчетного числа истинных актерских шедевров. Пространство телефильмов, и особенно многосерийных, стало раздольем для так называемых "эпизодников", редко упускавших шанс из крохотной роли сотворить блестящую актерскую новеллу. Некоторые из этих актеров (Борис Новиков, Валентина Телегина, Валентина Владимирова, Иван Рыжов, Евгений Шутов и др.), обожаемые зрителем, перекочевывали из фильма в фильм, и встрече с ними радовались, как встрече со старыми знакомыми.

Побаловать себя и зрителя бенефисным выходом с подковырочкой не брезговали и звезды первой величины (незабываемый батька Ангел - Анатолий Папанов в том же Адъютанте...).

Гость
Имя

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Мини-чат
Вам необходимо залогиниться.

Нет присланных сообщений.